Home
Фото      Статьи      Полезные ссылки      Гостевая книга      О авторе      Предложение 
 

Фотопленки.

(материал предоставлен Сергеем Дубильером)  

Плёнок на рынке присутствует огромное количество, и разобраться в этом многообразии, на первый взгляд, практически невозможно.

Но, оказывается, всё не так уж и сложно, если рассматривать всё по порядку.

Начнём с описания форматов (размеров) плёнок.

Самая распространённая на сегодняшний день - это плёнка "тип 135", представляющая собой киноплёнку шириной 35мм, перфорированную с обеих сторон. Поставляется она чаще всего заправленной в металлические одноразовые кассеты, оснащённые DX-кодом. Стандартная длина этих плёнок - 12, 24 и 36 кадров размером 24х36мм. Встречаются также плёнки "тип 135" и другой длины, например - 8, 15, 27, 38 кадров. Указанное на  упаковке количество кадров - это, как  правило, рабочие кадры, а для заправки в аппарат дополнительно выделено 4 кадра в начале плёнки (они обозначены, например, как "ХХ", "Х", "00" и "0") и один кадр - в конце плёнки (обозначен как "Е"). На использование плёнок "тип 135" рассчитано большинство как профессиональных, так и любительских аппаратов. Поэтому ассортимент плёнок этого типа - самый широкий.

Фотоаппараты новой системы APS (Advanced Photo System), появившейся несколько лет назад и предназначенной для любительской фотографии, в нашей стране не получили распостранения. По этой причине и плёнки формата IX240, используемые в системе APS, для нас - не больше, чем экзотика. Ещё меньше, чем IX240, распостранены любительские плёнки практически вымерших ныне типов 110 и 126.

Профессионалы кроме плёнок тип 135 также используют и плёнки типов 120 и 220. "Тип 120" представляет из себя неперфорированную плёнку шириной 61.5 мм, приклеенную началом к бумажной ленте ("ракорду"), вдвое большей длины, чем сама плёнка. Ракорд предназначен для защиты плёнки от света при зарядке в аппарат. Весь это "бутерброд" размещается на пластмассовой катушке. На ракорд также нанесены отметки для правильного позиционирования плёнки при протяжке её вручную в аппаратах ранних выпусков. Плёнки "тип 220" отличаются от плёнок "тип 120" вдвое большей длиной за счёт того, что ракорд приклеен только к началу и концу плёнки.

Форматные (листовые) фотоматериалы предназначены для фотоаппаратов с размером кадра 9х12см и больше, и используются исключительно профессионалами.

Плёнки делятся на негативные и обращаемые, цветные и чёрно-белые.

Проявленная обращаемая плёнка уже сама по себе представляет собой конечный продукт - диапозитив (слайд). Термин "слайд", правда, не совсем тождественен понятию"диапозитив" - он описывает диапозитив, оправленный в рамку. Но этот термин уже достаточно прижился в нашем языке (примерно так же, например, копировальные аппараты, независимо от происхождения, называют "ксероксами"). Слайды можно использовать для разных целей - в том числе с них можно даже печатать фотографии, правда для этого используются уже гораздо более дорогие материалы и более сложные процессы. Но основное применение слайдов - это проекция на экран при помощи диапроектора и сканирование для целей полиграфии.

В отличие от слайда, негатив (проявленная негативная плёнка) - это результат промежуточный. Как конечный продукт негативная плёнка практически не используется (разве что иногда в журналистике, когда сканируется негатив), а основное назначение негативной плёнки - это печать фотографий.

Негативные плёнки в свою очередь делятся на цветные и чёрно-белые. Единственная на сегодняшний день обращаемая черно-белая плёнка производится компанией Agfa - Agfa Scala 200. Эта плёнка обрабатывается только в специализированных лабораториях по своему уникальному процессу. К сожалению, в нашей стране таких лабораторий нет, поэтому плёнка Agfa Scala 200 на наш рынок не поставляется.

Черно-белые фотоматериалы ещё несколько десятилетий назад выпускались в значительно большем объёме, чем цветные. Подавляющая масса любителей и профессионалов снимали на черно-белые плёнки, и лишь только некоторые профессионалы занимались изготовлением  цветных фотографий - цветные материалы были не только дороже черно-белых, но и гораздо хуже по качеству - менее чувствительными, более зернистыми, более критичными к точности экспозиции, хранению, обработке и т.д.. Многие из фотографов и фотолюбителей делали свои первые шаги в фотографии именно в черно-белой фотографии - этому способствовали как более низкая  цена черно-белых материалов, так и меньшая сложность обработки ч/б плёнок и печати фотографий в сравнении с цветным процессом. Но это уже - в прошлом. Сейчас, благодаря минилабораториям, которые можно найти практически в каждом городе, обработать цветную плёнку и напечатать цветные фотографии стало гораздо проще (и дешевле!), чем самостоятельно заниматься обработкой и печатью черно-белых фотографий. Поэтому и неудивительно, что черно-белые плёнки сейчас распространены гораздо меньше, чем цветные, и используются они практически только профессионалами. В нашем обзоре мы решили посвятить наибольшее внимание именно цветным негативным плёнкам, а о черно-белых материалах можно почитать статью "Реалии двух цветов" Алексея Николаева, опубликованную в каталоге Потребитель "Фототехника и Видеокамеры" № 10/98.

Процесс получения фотографии достаточно сложен, и итоговое качество изображения зависит от многих факторов. Можно сказать даже так - ухудшить качество конечного продукта (фотографии) можно на любой стадии. Неправильно измеренная экспозиция при съёмке, не очень хорошая оптика, неправильная обработка плёнки или некачественная печать однозначно приведут к достаточно плохому качеству фотографий, даже если все остальные компоненты и слагаемые процесса получения фотографии будут экстра-класса. По нашему глубокому убеждению, наиболее правильный подход для  получения наилучших результатов - это системный подход, когда каждый из компонентов и этапов этого процесса не только отвечает требованиям качества, но и соответствует друг другу. Именно с этих позиций мы бы и хотели расказать об одном из главный слагаемых качества фотографии - о фотоплёнке.

Начать, наверное, стоит с разделения потребителей фотоплёнки на две категории - "любители" и "профессионалы", и, соответственно - разделить выпускаемые плёнки на любительские и профессиональные. Деление это, конечно, достаточно условное. В профессиональной практике применение любительской плёнки иногда может оказаться более оптимальным, чем профессиональной. Да и любители, у которых уровень съёмки, аппаратуры и требований к фотографиям вполне соответствуют профессиональным, встречаются отнюдь не так редко. Так что излишне буквально такое деление воспринимать не нужно. Но, зная особенности характеристик плёнок, ориентированных на ту или иную категорию потребителей, гораздо легче сделать правильный выбор, оптимизировав затраты на фотоматериалы и повысив качество фотографий.

Итак, какими идеями руководствуются производители, разрабатывая любительские и профессиональные плёнки?

Для большей части фотолюбителей фотоаппарат уже давно стал чем-то вроде дневника - все более-менее значительные события в жизни находят своё отражение на фотографиях в семейном альбоме. Но события, достойные того, чтобы быть отмеченными на плёнке, в  обычной жизни встречаются не так часто, да и по пол-плёнки на одно событие никто уже не  тратит. Следовательно, период, в течение которого плёнка будет отснята полностью, обычно составляет несколько недель, а иногда - даже может растянуться до несколько месяцев! И это - совершенно нормально. Встречаются даже случаи, когда плёнка проводит в аппарате больше года. Автору неоднократно доводилось видеть любительские плёнки, на которых было отснято, например, по два Новых Года в начале и в конце плёнки, между которыми спокойно разместились кадры, отснятые 8 Марта, на празднике последнего звонка, во время отдыха на море, 1 Сентября и на чьём-то Дне Рождения. В лабораториях такие плёнки в шутку называют "Времена года". Несомненно, такое долготерпение дано далеко не каждому, да и более короткие плёнки (по 24 и 12 кадров) созданы специально для тех, кто фотографирует мало и хочет увидеть результаты своих "художеств" как можно скорее. К слову - плёнки профессионального назначения длиной меньше 36 кадров встречаются довольно редко. Но в любом случае факт остаётся фактом - у большинства любителей плёнка проводит в аппарате весьма значительное время. На что это влияет? Любительская плёнка хранится достаточно продолжительное время в условиях от комнатной до повышенной температуры как до, так и после съёмки. Известно, что при длительном хранении в светочувствительном слое плёнок происходят необратимые изменения - так называемое "старение" эмульсии. В результате этих изменений чувствительность плёнки уменьшается, снижается контраст, увеличивается уровень вуали, увеличивается зерно, снижается резкость изображения. Кроме этого цветовой баланс плёнки при длительном хранении может значительно смещаться в сторону от оптимального (как правило баланс "уплывает" в сторону жёлто-зелёных цветов). Скорость этих изменений, как и положено большинству физико-химических процессов, зависит от температуры. При пониженной температуре явления старения фотоматериала замедляются, при повышенной - ускоряются. Вместе с процессом старения самой эмульсии вклад в ухудшение изображения вносит и ещё один процесс - деградация (ухудшение качества) скрытого изображения, образовавшегося в эмульсионном слое плёнки в результате экспонирования.

С учетом этого очевидно, что любительская пленка должна обладать способностью очень долго сохранять латентное (скрытое) изображение, образовавшееся  в результате засветки, а характеристики такой плёнки не должны заметно меняться при длительном хранении как перед экспонированием, так и в промежутке между экспонированием и обработкой.

Поэтому при изготовлении любительских пленок, как правило, применяется технология преднамеренного "смещения" характеристик плёнок. Смысл этой технологии в том, что характеристики свежеизготовленной любительской плёнки делаются далёкими от идеала - чувствительность и контрастность плёнки выше, чем нужно, цветовой баланс перекошен, цвета - насыщеннее, чем надо и т.д.. Но это делается на основании точного расчёта. Если известно, что при длительном хранении плёнки её цветовой баланс "уплывает" в жёлто-зелёную область, то сместив его при изготовлении в обратную сторону (в данном примере - к сине-пурпурным цветам) можно добиться того, что в результате хранения цветовой баланс плёнки как раз станет оптимальным. Точно так же, намеренно завышенные контраст и чувствительность плёнки в результате хранения прийдут к оптимальным показателям. Сам период хранения плёнки, в течение которого происходят изменения характеристик плёнки к оптимальным значениям, при такой технологии называется "созреванием" эмульсии. Время созревания выбирается таким образом, чтобы рабочие характеристики плёнки приближались к оптимальным спустя примерно пол-года со времени изготовления. За это время плёнка успевает отлежаться и на оптовых складах, и в магазине, и в фотоаппарате. Для справки - срок пригодности к использованию для большинства любительских плёнок составляет 20-24 месяца со дня выпуска.

Такая технология кроме очевидных достоинств обладает и недостатками. Увеличенные показатели чувствительности, контрастности и цветовой насыщенности плёнки, необходимые для того, чтобы в период "созревания" компенсировать ухудшение характеристик плёнки, отнюдь не лучшим образом влияют на другие качественные характеристики плёнки - резкость, цветопередачу, качество воспроизведения деталей в тенях и т.д.. Смещённый в сторону от оптимального цветовой баланс приводит к ухудшению воспроизведения тонких цветовых переходов. Ингибиторы, вводимые в светочувствительный слой любительских плёнок для того, чтобы параметры изображении оставалось приемлемым даже при значительном переэкспонировании, дают и отрицательный эффект - ухудшение воспроизведения деталей в светах изображения. Впрочем, эти неприятные эффекты могут проявляться лишь тогда, когда такая плёнка используется как професиональная. Зато при любительском применении плёнок эти их особенности ни при каких условиях не приводят к сколько-нибудь заметному ухудшению результатов съёмки.

У профессионала расход плёнки намного больше, да и результаты съёмки требуются чаще всего незамедлительно - проявить плёнку в день съёмки или через день-два профессионалу могут помешать только серьёзные причины. Кроме этого, профессионалы стараются хранить все свои пленки в холодильнике, чтобы свести к минимуму изменения в сенситометрических характеристиках с течением времени. Значит динамика сенситометрических характеристик профессиональных плёнок должна довольно сильно отличаться от соответствующих характеристик плёнок любительских.

Поэтому большинство плёнок для профессионалов сразу выпускаются с характеристиками, близкими к оптимальным, и не требуют "дозревания". Пик рабочих характеристик профессиональных пленок рассчитан на обработку в максимально короткий срок после экспонирования (от нескольких часов до нескольких дней). Кроме того, многие типы профессиональных пленок рассчитаны на хранение при пониженной температуре (13-15 градусов Цельсия и ниже). При такой температуре хранения изменения сенситометрических характеристик во время хранения минимальны по сравнению с хранением при комнатной температуре.

Такой подход к разработке профессиональных плёнок имеет немало преимуществ. Отсутствие необходимости в завышении показателей чувствительности и контрастности плёнки позволяет улучшить резкость и уменьшить зернистость плёнки. Отсутствие необходимости в применении ингибиторов улучшает воспроизведение деталей в ярких светах изображения, более низкий уровень вуали позволяет избежать смыливания деталей в тенях, а более низкий контраст фотослоя даёт возможность без потерь передать на снимке больший диапазон яркостей объекта съёмки.

Оценивая разницу между любительскими и профессиональными плёнками, стоит сравнить и аппаратуру, которой пользуются любители и профессионалы. При всём уважении к производителям фотоаппаратуры нельзя не признать, что профессиональная аппаратура и оптика, как правило, делалается более тщательно и качественно, чем любительская. И это выражается не только в механической надёжности, большей скорости и лучшей устойчивости фокусировки, точности экспонирования и тому подобных параметрах, но и в более высоком качестве чернения внутренних поверхностей аппарата, внутренностей и торцов линз объективов. Последние параметры влияют на паразитное светорассеяние системы аппарат-объектив, а следовательно - на контраст будущего негатива. И, если для любительской фотоаппаратуры среднего класса (недорогой зеркалки с зумом типа Canon  EOS300 + 28-80 или "мыльницы" класса "выше среднего") разница с профессиональной техникой в контрасте получающегося негатива не столь велика, то в сравнении с ней же дешёвые "мыльницы" дают изображение значительно менее контрастное. Чтобы изображение на фотографиях, снятых в аналогичных условиях профессиональной аппаратурой и недорогой "мыльницей", было одинаково ярким и контрастным, контрастность любительской плёнки должна быть заметно больше, чем для у плёнки для профессионала. Технику типа Зенитов/Киевов, довольно распространённую в нашей стране, можно смело поставить в одну группу с дешёвыми "мыльницами" - невысокое качество просветления поверхностей линз, чернения внутренних поверхностей аппарата и компонентов оптики дают значительный уровень светорассеяния, а значит - снижают контраст изображения, попадающего на плёнку.

Нельзя не "пройтись" и по точности экспонометрии. Довольно большая часть "мыльниц" не может похвастаться излишне точным экспонометром, а у части аппаратов единственная функция автоматики - это включение/выключение встроенной вспышки. Поэтому отклонения экспозиции от нормальной зачастую достигают значительных величин - недодержки на 2-3 ступени или пересвет в 4-5 ступеней на любительской плёнке совсем не редкость, а скорее - норма. Поэтому способность плёнки, предназначенной для любительского использования, давать изображение приемлемого качества даже при столь значительных ошибках при экспонировании - одна из самых нужных характеристик. Конечно, изображение при сильном "пролёте" уже не будет таким ярким, насыщенным и четким, как при экспонировании "по норме". Но зато оно, пусть блекловатое или не очень резкое, непременно БУДЕТ.

Для профессионала же правильное экспонирование плёнки - это правило, а не случайность. Ну а если профессионал и снимает с экспозицией, отличной от нормальной, то это делается сознательно, для получения точно рассчитанного эффекта.

Любительские фотоплёнки.

Таким образом, теперь можно определиться со спектром требований, которым должна  соответствовать типичная любительская плёнка. Она должна быть достаточно контрастной и давать яркое и сочное изображение с насыщенными цветами даже при съёмке дешёвой "мыльницей". Кроме этого любительская плёнка должна выдерживать всяческие издевательства, на которые вольно или невольно толкает её жизнь в аппарате фотолюбителя. К примеру, она должна без проблем переживать длительное хранение в тепле как до, так и после экспонирования, спокойно относиться к перегреву, сохранять способность к воспроизведению изображения при значительных отклонениях экспозиции от нормальной. С другой стороны - в практике любителя печать больших форматов встречается нечасто, сканировать любительскую плёнку тоже навряд-ли кто-то будет. Да и проводить обработку этих плёнок с какими-то отклонениями от стандартного процесса не предполагается.

На рынке плёнок для любительской фотографии практически во всём мире наибольшее распостранение получили плёнки Agfa, Fuji, Kodak и Konica. На сегодняшний день основные линейки любительских плёнок называются Agfacolor HDC plus у Agfa, у Fujifilm - это плёнки Fujicolor new Superia (сейчас они носят название "Fujicolor Superia 4th Color Layer"), у Kodak - Kodak Gold (6-й модификации), у Konica - Konica Centuria. Впрочем, ситуация с основной линейкой любительских плёнок у всех производителей достаточно быстро меняется. У Agfa меньше, чем за 5 лет плёнки Agfacolor XRG уступили своё место сначала плёнкам Agfacolor HDC, потом - Agfacolor HDC plus, а сейчас представлен следующий претендент на это место - плёнки Agfa Vista. Примерно за это же время у Fujifilm произошло три "смены караула" - плёнки Fujicolor Super G уступили место плёнкам Fujicolor Super G plus, Fujicolor Superia и Fujicolor new Superia. Konica дважды меняла своего "флагмана" (Konica XG - Konica VX - Konica Centuria), а Kodak, не меняя торгового названия "Kodak Gold", три раза сменил эмульсию этих плёнок (с 3-й по 6-ую модификацию плёнок чувствительностью ISO 100/200/400). Поэтому, независимо от того, как будут называться плёнки этого класса у каждого производителя из ведущей четвёрки в дальнейшем, несомненно одно - это будут очень качественные плёнки, воплощающие в себе самые последние достижения науки в этой области и представляющие самые передовые технологии. На их качество всегда можно рассчитывать, а распостранённость этих плёнок служит залогом максимально качественной печати фотографий с них в любой точке мира.

Чаще всего основная линейка любительских плёнок представлена эмульсиями чувствительностью ISO 100, 200 и 400. "Двухсотка" - плёнка наиболее универсальная, а поэтому - и самая покупаемая. Она позволяет производить съёмку в довольно широких световых условиях без необходимости замены плёнки. Идеально подходит как основная плёнка для применения в недорогих "мыльницах". Применение плёнки с низкой (ISO 100) чувствительностью позволяет избежать переэкспонирования в условиях, когда освещённость заведомо достаточно высокая - например летом на улице, или на море. Необходимость в увеличенной до ISO 400 чувствительности возникает при неблагоприятных условиях съёмки - при пасмурной погоде, при съёмке в просторном помещении со вспышкой, а также - при съёмке быстро движущихся объектов. Четырёхсотка также хороша для использования в "мыльницах" с зумом. Как правило, менее чувствительные плёнки в сравнении с более чувствительными имеют лучшие показатели разрешающей способности и зернистости. Кроме этого любительские плёнки с меньшей чувствительностью гораздо легче, чем их высокочувствительные сёстры, переносят значительные отклонения от нормы при экспонировании (особенно в сторону недодержек). Поэтому правило "чем дороже - тем лучше" срабатывает не для всех случаев.

Широкое распостранение компактных камер с зум-объективом большой кратности (и, как следствие - низкой светосилы) вызвало необходимость в повышении планки максимальной чувствительности любительских плёнок до ISO 800. Первыми эту "высоту" взяла компания Fujifilm, выпустив плёнку Fujicolor Super G plus 800. За ней последовали Kodak и Konica (выпустив плёнки Kodak Gold Zoom 800 и Konica Centuria 800). Точку в утверждении плёнки ISO 800 как отраслевого стандарта любительских плёнок поставила Agfa, выпустив в составе новой линейки Agfa Vista плёнку Agfa Vista 800.

Описывая любительские плёнки, нельзя не остановиться и на появившемся в этом классе делении плёнок на нескольких ценовых категорий.

Основной линейке плёнок, предназначенных для любительского применения фирмами-производителями уделяется довольно много внимания не только в рекламе, но и в совершенствовании их характеристик. Как мы видим, проектирование и изготовление плёнки, которая бы максимально отвечала требованиям среднего фотолюбителя - дело непростое. При этом используются самые передовые технологии и строжайший технологический контроль. И результаты этого процесса хорошо видны даже неспециалисту. Плёнки становятся лучше - резче, мелкозернистей, чувствительней. Цветопередача их становится сочней и естественней, а требования к условиям хранения и точности  экспонирования - менее жесткими. Но технология не стоит на месте, и плёнки год от года, поколение за поколением становятся всё лучше и лучше. Процесс этот продолжается уже достаточно продолжительное время. В результате его на рынке явно плохих плёнок уже нет, а потребителю уже предлагают выбирать между плёнками очень хорошими и хорошими. О первых много рассказывать не нужно - в них, действительно, воплощены самые последние достижения науки и технологии.

Но ведь плёнки, которые выпускались два-три-пять лет назад уже были неплохими. Похуже, конечно, чем последние разработки, но всё-же и у этих плёнок характеристики достаточно хороши. Зато у них есть одно преимущество перед плёнками последних разработок - их можно продавать по более низкой цене. И для нынешней экономической ситуации в нашей стране, когда потребителей, желающих оптимизировать свои затраты, стало немало, выпуск на рынок таких плёнок - это уже серьёзный козырь в конкурентной борьбе. Теперь, выбирая себе плёнку из категорий "подороже, но лучше" и "[почти] то же качество, но цена меньше" покупатель может выбирать не между продукцией разных производителей (например - между Кодаком и Коникой), а иметь полную гамму выбора в пределах модельного ряда одного производителя (например - между Kodak Gold и Кодак Колор плюс).

Первыми из специально выпущенных недорогих плёнок на российском рынке появились плёнки Кодак Колор Плюс, чуть позже Fujifilm предложила плёнки аналогичного назначения под названием "Фуджиколор". Следуя правилам игры, гамма чувствительностей и размеров таких плёнок представляется неполная. В продажу, как правило, выпускаются только самые "экономичные" плёнки - чувствительностью iso100 и ISO 200 длиной 24 и 36 кадров (плёнки Кодак Колор Плюс в 12-кадровой расфасовке появились совсем недавно и особым спросом не пользуются). Несколько другим путём пошли Agfa и Konica. Концерн Agfa возобновил производство известных в своё время плёнок Agfacolor XRG, а Konica - не стала прекращать производство плёнок Konica VX.

С другой стороны, для любителей, чьи запросы к качеству фотографий, а значит - и к характеристикам аппаратуры и плёнки можно охарактеризовать словосочетанием "выше среднего", также выпускаются несколько специальных плёнок. Речь идёт о плёнках Fujicolor Reala Superia 100 и серии Kodak Royal Gold (плёнки чувствительностью iso100/200/400/1000). Технологии, использованные при их создании, отличаются от технологий, применённых при создании основного ряда соплеменных любительских плёнок - Fujicolor Superia (new Superia) и Kodak Gold. Например, плёнка Fujicolor Reala Superia 100 по технологическим решениям близка к профессиональным плёнкам Fujicolor Reala 100 и Fujicolor NPS 160 professional, а семейство плёнок Kodak Royal Gold сделаны по той  же технологии, что и APS-ные плёнки Kodak Advantix. Впрочем, идея внедрения в производство 35мм плёнок более качественных эмульсий, разработанных специально для фотоплёнок формата IX240 системы APS, уже не уникальна - немного позже концерн Agfa, воспользовавшись технологией плёнок Agfa Futura, выпустил сначала плёнку Agfa HDC 400, а потом - плёнки Agfa HDC plus 100/200/400. Аналогично поступила и компания Fujifilm, выпустив на основе эмульсий модельного ряда Fujicolor Nexia плёнки Fujicolor Superia форматов 135 и 120.

А вот о плёнке Fujicolor Reala Superia стоит рассказать особо. Она занимает промежуточное положение между профессиональными и любительскими плёнками. Эмульсия этой плёнки достаточно близка по строению к Fujicolor Reala и Fujicolor NPS 160 professional. От них она унаследовала отличную цветопередачу, низкую зернистость и высокую резкость, свойственные профессиональным плёнкам Fujicolor. Однако, поскольку эта плёнка предназначена в первую очередь для любительского использования, то контрастность у неё несколько увеличена, а хранение возможно при комнатной температуре. Плёнкой Fujicolor Reala Superia довольно охотно пользуются и профессионалы, когда увеличенная контрастность и меньшая привередливость к условиям хранения - как раз "в тему". Недостаток у этой плёнки тоже есть - по цене она гораздо ближе к профессиональным, чем к любительским плёнкам.

Профессиональные плёнки.

Если большинство требований, предъявляемых к любительской плёнке, вполне можно воплотить в конкретной линейке плёнок, отличающихся друг от друга лишь  чувствительностью, то у профессионалов в зависимости от выполняемой задачи требования к свойствам плёнки могут кардинально отличаться.

С учетом этого производится множество разных типов пленок, чтобы удовлетворить даже самые специфические требования, предъявляемые профессионалами в зависимости от видов фотосъемки. Но даже при всём разнообразии продукции для профессионалов, общие черты плёнок явно профессиональной направленности всё-же отметить несложно.

Профессиональные плёнки гораздо больше, чем любительские, привередливы к условиям хранения и экспонирования. Они, как правило, требуют хранения при пониженной температуре как до, так и после съёмки. Обработать их желательно как можно скорее, а при съёмке - тщательно придерживаться показаний экспонометра. Зато эти плёнки, в большинстве своём, обладают некоторыми весьма ценными для профессионала, хотя совершенно бесполезными для любительского применения свойствами. Например, часть из профессиональных плёнок расчитана не только на стандартную обработку, но и на push- и pull-процессы (для повышения или понижения чувствительности). Разрешающая способность у большинства профессиональных плёнок зачастую выше, а зернистость - ниже, чем у аналогичных по номинальной чувствительности любительских плёнок. Профессиональные плёнки лучше, чем любительские, разделяют детали в светах и тенях, а также лучше различают тонкие цветовые оттенки. Немаловажно и то, что для фотографа-профессионала очень важна повторяемость результатов. Ведь профессионал должен быть уверен в высоком качестве результатов своей работы. Пробы (тестовые съёмки) для выяснения характеристик плёнки (чувствительности, контрастности и цветопередачи) для создания наиболее оптимальных условий обработки и экспонирования плёнки конкретной марки обязательно имеют место в практике профессионала. Поэтому профессиональные материалы изготавливаются с достаточно большой степенью точности, чтобы избавить фотографа от необходимости проводить подобные пробы для каждой новой партии плёнки. Высокой степени повторяемости характеристик профессиональные плёнки обязаны более тщательному технологическому контролю. За счёт этого производство профессиональных плёнок получается более дорогостоящим. Кроме того, профессиональные плёнки, которым не нужна стадия "дозревания" эмульсии, гораздо более критичны к условиям хранения и транспортировки, что также увеличивает их стоимость. Именно поэтому профессиональные плёнки в  большинстве своём стоят гораздо дороже, чем плёнки любительские.

Весь спектр плёнок, выпускаемых для профессионалов, можно приблизительно поделить на следующие категории: плёнки универсального назначения, плёнки для портретной фотографии, плёнки для спецэффектов и плёнки для фотожурналистики. Рассмотрим каждую группу плёнок подробнее.

Пленки универсального применения

Hесмотря на то, что профессионалам для специальных видов съемки иногда необходимы пленки со специфическими характеристиками, довольно часто встречаются и ситуации, когда возникает необходимость в использовании универсальных пленок. Может даже лучше будет сказать так: для достаточно большой части сюжетов и применений вполне можно обойтись именно плёнками "общего назначения". Они хороши для съёмок пейзажей, для натюрмортов, отлично подходят для промышленной фотографии, съёмки жанровых сцен,  архитектуры, для репродукции и многих других работ, встречающихся в практике профессионала. В некоторых случаях такие плёнки даже можно использовать для портретной съёмки. Оптимизацию изображения по контрасту и насыщенности цветов можно проводить уже на этапе печати, подбирая для каждого сюжета (или даже - для каждого снимка) наиболее подходящий по контрасту и цветовой насыщенности тип бумаги. В нашей стране наиболее распространена "троица" бумаг Kodak Ektacolor - Supra, Portra и Ultra с нормальной, пониженной и повышенной насыщенностью цветов соответственно. Аналогичные по назначению бумаги от Agfa, Fujifilm, и Konica известны у нас меньше.

Как пример плёнок общего назначения можно привести линейку плёнок от Agfa - Agfa Optima II 100, Agfa Optima II 200, Agfa Optima II 400. В качестве универсальных можно также использовать и плёнки, предназначенные для других целей - например Kodak Supra 100, Kodak Supra 400, Fujicolor NPS 160 professional, Fujicolor NPH 400 professional и даже любительскую Fujicolor Reala Superia.

Плёнки для портретной фотографии.

Портретная фотография - это не только особый вид съёмки, со своими правилами композиции, освещения и довольно своеобразным подбором осветительной техники и оптики. Съёмка портрета, когда наиболее значительный (если не по размеру занимаемой на снимке площади, то уж точно - по важности) объект - это лицо человека, ещё и достаточно серьёзное испытание для фотоматериалов, которые при этом используются. Причин этому несколько. Например, проверить правильность передачи на снимке цвета кожи, используя в качестве тест-объекта тыльную сторону кисти руки - достаточно легко, поэтому заметны даже малейшие отклонения цветопередачи. Кроме этого, передача цвета и тона кожи человека - задача сама по себе нелёгкая. Иногда для того, чтобы сделать более верным воспроизведение на снимке оттенков кожи, приходится жертвовать точностью передачи остальных цветов. Поэтому и неудивительно, что многие из производителей фотоматериалов в спектре выпускаемой продукции обязательно уделяют место плёнкам, предназначенным специально для портретной съёмки. Эти плёнки характеризуются меньшим, чем у плёнок общего применения, контрастом, а часть из них дополнительно имеет пониженную насыщенность цветов, отчего изображение становится более мягким и пастельным, приближаясь иной раз к черно-белому.

Ассортимент специализированных "портретных" плёнок довольно широк. Самую большую линейку на сегодняшний день представляет Kodak - речь идёт о плёнках семейства Kodak Portra - Kodak Portra 100Т, Kodak Portra 160NC, Kodak Portra 160VC, Kodak Portra 400NC, Kodak Portra 400VC и Kodak Portra 800.

Остальные производители плёнок меньше смущают потребителя широтой выбора - Konica для портретной фотографии предлагает три плёнки (Konica Color Impressa 100, Konica Color Impressa 200 и Konica Color 160 professional), а Agfa - единственную плёнку Agfacolor portrait XPS 160 professional.

Fujifilm для съёмки портрета рекомендует пользоваться плёнками Fujicolor Reala, Fujicolor NPS 160 professional, Fujicolor NPL 160 professional и Fujicolor NPH 400 professional.

 

Пленки для фотожурналистов

Требования фотожурналиста значительно отличаются от требования фотографа, занимающегося портретной съёмкой. В отличие от фотографа, работающего в студии или на пленэре, фоторепортёр лишён возможности управлять светом, и вынужден пользоваться тем освещением, которое есть в данный момент, а единственное средство каким-либо образом изменить освещение объекта съёмки - вспышку на камере - далеко не на всех мероприятиях можно применить. Поэтому высокочувствительные плёнки для репортёра - не прихоть, а зачастую - единственная возможность сделать ценный кадр. Кроме этого, освещение, при котором приходится работать репортёру, чаще всего далеко от идеала не только по характеру, но и по цветовым характеристикам. Особенно это касается освещения в залах, где проходят спортивные мероприятия - оно, как правило, даже на первый взгляд ничего общего со стандартным "дневным" светом, для которого сбалансирована большая часть плёнок, не имеет. Следовательно, репортерская плёнка должна быть по возможности высокочувствительной, не очень требовательной к точности экспонирования и цветовым характеристикам освещения.

Кроме того, негативы фотожурналистов могут сканироваться, ретушироваться, подвергаться форсированной обработке (push-процессу) для увеличения  чувствительности. Для этих плёнок не обязательно хранение при пониженной температуре.

Типичные плёнки, предназначенные для фоторепортёров - это Fujicolor Press 400, Fujicolor Press 800, Kodak Supra 400, Kodak Supra 800. Выпускаются они только в формате 135-36 (так как подавляющая часть фоторепортёров пользуется 35мм зеркальной фотоаппаратурой), и продаются упаковками от 5 до 50 штук - профессионал редко снимает по одной плёнке.

Плёнки для коммерческой/промышленной фотографии и спецэффектов

В практике профессионального фотографа нередки случаи, когда изображение на фотографии должно не просто отражать действительность, а быть ярче, с более насыщенными цветами. Такая необходимость возникает в случаях, когда насыщенность цветов на объекте съёмки невелика, а также - для спецэффектов, находящих применение в рекламной фотографии. Специально для этого выпускаются плёнки с особой насыщенностью цветов. Классические представители таких плёнок - это Konica Color Impressa 50 professional и Agfacolor Ultra 50 professional. Эти плёнки, конечно, совершенно не годятся для общего применения в качестве универсальных, а портрет, снятый на той же Agfacolor Ultra 50 другим словом кроме как "жуть" - не назовёшь. Но зато когда фотография должна быть не просто цветной, а отражать именно буйство цвета - вот тогда без этих плёнок не обойтись!

Монохромные плёнки

В отдельный класс мы бы хотели выделить плёнки, предназначенные для получения монохромного изображения без использования традиционного черно-белого процесса. Этот класс весьма немногочисленен, и на сегодняшний день представлен всего тремя плёнками - Ilford XP2 super, Kodak T-Max 400CN и Konica VX400 Monochrome. Такие плёнки (в отличие от настоящих черно-белых) называются монохромными. По строению они довольно похожи на цветные плёнки. Точно так же, как и в цветных плёнках, у монохромных светочувствительная эмульсия состоит из трёх слоёв, в которых после проявления создаются изображения жёлтого, пурпурного и голубого цветов. Но, в отличие от цветных плёнок, у которых каждый слой чувствителен лишь к узкому участку спектра, все три светочувствительных слоя монохромных плёнок имеют одинаковую сенсибилизацию, а поэтому плотность изображений жёлтого, пурпурного и голубого цветов получается пропорциональной независимо от цветовых характеристик сюжета. Монохромные плёнки, конечно, не могут служить полноценной заменой чёрно-белым плёнкам. Но зато по некоторым параметрам монохромные плёнки имеют значительное превосходство. В первую очередь хочется отметить значительно большую экспозиционную широту монохромных плёнок. Благодаря тому, что изображение создаётся не из зёрен металлического серебра, а за счёт осаждения красителей, зернистость изображения при пере- и недоэкспонировании возрастает не столь значительно, как в случае черно-белых плёнок. Монохромные плёнки гораздо проще печатать в лабораториях, предназначенных для обработки цветных плёнок - аналогичная цветным плёнкам структура монохромных плёнок значительно облегчает печать фотографий на цветной бумаге, позволяя достаточно точно настроить соответствующий негативный канал принтера минилаба. Кроме этого, нанесённый на плёнку DX-код делает возможным автоматическую идентификацию плёнки и правильное определение номера кадра при выборочной печати. Не стоит забывать и о том, что даже малейшие ошибки  при самостоятельной обработке черно-белых плёнок способны привести к значительному ухудшению (а иногда даже - и к утрачиванию) негативного изображения. Монохромные плёнки благодаря приспособленности их к обработке в стандартном процессе C-41 позволяют избежать риска, связанного с нарушением режима обработки, а также позволяют получать фотографии чёрно-белые так же быстро, как и цветные, не обладая ни навыками обработки ч/б материалов, ни соответствующим лабораторным оборудованием. Немаловажно и то, что с монохромных плёнок на цветной бумаге можно напечатать не только классическое чёрно-белое, но и тонированное в любой цвет изображение.

"Анатомия" плёнки

Механической основой фотоплёнок служит тонкая (90-120мкм) гибкая прозрачная плёнка (как правило - триацетат целлюлозы). На неё наносятся эмульсионный слой, чувствительный к свету, а также остальные слои, обеспечивающие плёнке необходимые оптические и механические характеристики. Эмульсия цветной плёнки, как правило, состоит из трёх слоёв, содержащих светочувствительные компоненты (зёрна галогенидов серебра) и цветообразующие компоненты (вещества, образующие в процессе проявления изображение соответствующего цвета). Каждый слой чувствителен к воздействию света только своей области спектра - красному, зелёному или синему. После экспонирования и проявления плёнки в красночувствительном слое образуется негативное изображение, состоящее из красителя голубого цвета. Соответственно в слоях, чувствительных к зелёному и синему свету, образуются негативные изображения пурпурного и жёлтого цвета. К сожалению, кроме основной зоны чувствительности каждого из слоёв плёнки есть и побочные (паразитные) зоны чувствительности, которые ухудшают цветопередачу, делая цвета грязноватыми. Главное неудобство доставляет побочная зона чувствительности к синему свету у красно- и зелёночувствительного слоёв. Для того, чтобы это неприятное явление не ухудшало качество цветовоспроизведения, на пути хода лучей между синечувствительным слоем (расположенным первым), и находящимися глубже зелёно- и красночувствительным слоями расположен жёлтый фильтровый слой. Он отсекает свет синей области, препятствуя образованию паразитных изображений в зелёно- и  красночувствительном слоях. После экспонирования необходимость в жёлтом фильтровом слое отпадает, поэтому при проявлении он обесцвечивается. Между подложкой плёнки и эмульсионным слоем расположен противоореольный слой, предотвращающий падение четкости изображения при съёмке контрастных сюжетов. При обработке непрозрачный противоореольный слой плёнки также разрушается. Кроме основных слоёв, отвечающих за оптические характеристики, в состав плёнки входят промежуточные слои, улучшающие механическую прочность эмульсии, а также - защитный слой, предохраняющий от повреждений нежную поверхность светочувствительного "бутерброда".

Маскирование

Практически все ныне выпускаемые цветные негативные плёнки производятся с применением технологии маскирования. На вид проявленные маскированные негативные плёнки отличаются от немаскированных своеобразной оранжевой окраской неэкспонированного участка плёнки. Для чего же нужна эта, на первый взгляд, бесполезная окраска? Каждый из возникающих в результате проявления плёнки красителей - пурпурный, жёлтый и голубой - только в идеальном случае задерживают точно треть проходящего через них света видимого спектра. Жёлтый краситель, таким образом, в идеале должен поглощать только синий свет, пурпурный краситель, соответственно - только зелёный, а голубой краситель - только красный свет. Но, как известно, ничего идеального не бывает. Жёлтый краситель кроме синего света поглощает в небольших количествах ещё и зелёный с красным. Голубой и пурпурный и красители являются обладателями характеристики поглощения, ещё более далёкой от идеальной. Особенно большое значение имеет величина поглощения синего света пурпурным красителем. Следствием паразитного поглощения света красителями плёнки являются цветовые сдвиги и некоторые искажения цветопередачи на отпечатке - синий цвет чернеет, жёлтый светлеет; в пурпурном цвете не хватает синего, а в зелёном его слишком много. Ну а раз изготовить красители с идеальной характеристикой пропускания не получается (по крайней мере - на нынешнем уровне технологии), то надо как-то их недостатки компенсировать. Делается это при помощи "встроенной" в плёнку цветной маски - в составе зелёночувствительного и красночувствительного слоёв применяются не бесцветные, а окрашенные цветообразующие компоненты. Для исключения паразитного поглощения пурпурного красителя, образующегося в зелёночувствительном слое, цветообразующая компонента этого слоя имеет жёлтую окраску, а соответствующая компонента голубого слоя имеет красноватую окраску. Вместе эти компоненты и придают маске характерную оранжевую окраску. Такая технология называется "маскированием", а плёнки, сделанные по такой технологии, называются "маскированными". Принцип действия "маски" заключается в том, что, например, при образовании пурпурного изображения цветообразующая компонента (окрашенная для зелёночувствительного слоя в жёлтый цвет) расходуется тем больше, чем плотнее изображение. Следовательно, вместе с образованием пурпурного изображения в этом же месте происходит и пропорциональное уменьшение плотности жёлтой окраски слоя. Образовавшееся при этом "минус жёлтое" (то есть синее) изображение и компенсирует паразитное поглощение синего цвета пурпурным красителем.

Know-How

Для уменьшения зернистости и улучшения резкостных параметров изображения производители фотоплёнок применяют технологии, основанные на применении специально выращиваемых кристаллов галогенидов серебра особой формы. Каждый производитель идёт в разработке своим путём, используя свои "фирменные" рецепты. Примером таких технологий можно привести применение "структурированных двойных кристаллов" у Agfa, "Sigma-кристаллов" у Fuji, "Т-кристаллов" у Kodak и "кристаллов Centuria" у Konica. Кроме улучшения резкостных характеристик плёнки, сделанные по этим технологиям, значительно дольше сохраняют свои свойства даже при хранении при комнатной и повышенной температуре, чем плёнки, произведённые без применения этих технологий.

Кроме маскирования и специально выращенных кристаллов, в процессе изготовления современных негативных плёнок применяются и многие другие know-how. Например, для улучшения резкости и уменьшения зернистости изображения каждый светочувствительный слой плёнок Agfa состоит из трёх слоёв с низкой, средней и высокой светочувствительностью.

Отличительной чертой большей части выпускаемых ныне плёнок Fujicolor является применение четвёртого светочувствительного слоя (подслоя), чувствительного к голубому свету. Это позволило значительно улучшить верность цветопередачи в зоне зелёных цветов, в которой чувствительность глаза человека максимальна. Также это новшество значительно улучшило передачу цвета при освещении люминисцентными лампами (лампами "дневного света").

На улучшение цветопередачи при воспроизведении на снимке "проблемных" участков спектра направлены и технологии компьютерного расчета спектральной чувствительности слоёв плёнки для адаптации цветопередачи плёнки к особенностям человеческого зрения. Например технология "eye vision", применённая при разработке новых плёнок Agfa Vista и Agfa Futura II основана на сдвиге пика спектральной чувствительности красночувствительного слоя, что должно давать, как следует из названия этой технологии, приближение характеристик плёнки к особенностям зрения человека. У плёнок серии Konica Centuria повышение чувствительности зелёночувствительного слоя к более коротковолновому излучению значительно улучшило цветопередачу при смешанном и люминисцентном освещении.

Основные характеристики и параметры плёнки.

Светочувствительность плёнки описывает количество света, необходимое для создания на плёнке полноценного изображения. Определение светочувствительности плёнки в настоящее время проводится по американскому стандарту ASA (например - 200 ASA) и по немецкому DIN (соответственно - 24/10° DIN, упрощённо - 24° DIN). В международный стандарт ISO, принятый для маркировки чувствительности плёнок, обе эти цифры входят вместе (ISO 200/24°), но зачастую эту запись используется в сокращенном виде - просто "ISO 200". Чем больше светочувствительность, тем при меньшем уровне освещённости плёнки на ней будет создаваться изображение соответствующей плотности. Уменьшение вдвое количества света, падающего на поверхность эмульсионного слоя плёнки, требует компенсации за счёт увеличения чувствительности  плёнки в два раза (удвоения значения чувствительности для линейной системы ASA или на три единицы для логарифмической системы DIN).

Как в любительской, так и в профессиональной практике чаще всего используются плёнки с чувствительностью от ISO 100/21° до ISO 800/30°. На  упаковке плёнки обязательно указывается её номинальная (полученная при стандартных условиях обработки и хранения) чувствительность в виде надписи "ISO 200/24°" (пример для плёнки со светочувствительностью ISO 200). Как одна из основных характеристик плёнки, значение чувствительности обычно дублируется в нескольких местах крупными цифрами на коробке плёнки и на кассете. Также чувствительность обязательно указывается в DX-коде на кассете 35мм плёнок для введения этой характеристики в память автоматических камер. Наличие на кассете DX-кода указывается на упаковке плёнки логотипом DX (впрочем, на сегодняшний день найти в продаже плёнку, заправленную в кассеты без DX-кода, практически невозможно).

О формате покупаемой плёнки обязательно нужно помнить, читая информацию на упаковке плёнки. 135 - пленка для 35-мм фотоаппаратов. Также обычно указывается размер кадра - 24х36. IX240 - пленка для фотоаппаратов стандарта APS (Advanced Photo System). На её упаковке обычно изображен символ APS. 120 или 220 - пленка для среднеформатных фотоаппаратов (6х4.5, 6х6 и т.д.). Для плёнок тип 135 и IX240 указывается и количество кадров (например - 135-24). Попутно стоит заметить, что упаковки плёнки форматов 135 и IX240 достаточно похожи друг на друга, но сами плёнки (несмотря на идентичность эмульсий) выпускаются  в продажу под разными названиями. Например, плёнки Agfa Futura и Agfa Futura II формата IX240 имеют "сестёр" 135-го формата под названием Agfa HDC plus и Agfa Vista. Поэтому, для того, чтобы избежать ошибки при покупке плёнки, стоит обращать внимание на название плёнки - если оно явно незнакомое (например - Kodak Advantix или Fuji Nexia), то стоит более внимательно отнестись к определению типа плёнки.

Рекомендуемый процесс обработки обязательно указывается для всех цветных и монохромных плёнок. Стандартным для цветных и монохромных негативных плёнок является процесс Kodak С-41. На плёнках Agfa, Fuji и Konica кроме стандартного процесса С-41 указывается и его фирменный аналог (AP-70, CN-16 и CNK-4 соответственно). Для цветных обратимых плёнок стандартным является процесс Kodak E-6, а аналогичные процессы у Agfa, Fuji и Konica носят названия AP-44, CR-56 и CRK-2 соответственно. Поэтому надпись "process C-41" говорит о том, что это плёнка негативная, а на обратимой плёнке обязательно будет надпись "process E-6". Негативную цветную плёнку также легко идентифицировать по надписям "цветная негативная плёнка" ("film for color prints"), в то время как на обратимой должно быть написано "film for color slides" или "color reversal film", а для черно-белой плёнки стандартные варианты надписи - "black-and-white film" или "film for b/w prints".

Все любительские и большая часть профессиональных цветных плёнок предназначены для съёмки при дневном солнечном освещении или при свете электронных ламп-вспышек. Большинство производителей указывают сбалансированность плёнок для дневного света маркировкой "daylight" или "daylight/flash". Если пытаться снимать на "дневные" плёнки при свете ламп накаливания, то изображение будет иметь желто-красную гамму. Поэтому для съёмки при свете ламп накаливания предназначены специально сбалансированные для этого "вечерние" плёнки, имеющие маркировку "tungsten", а большинство из них - и букву "T" в своём названии.

Срок годности плёнки указывается в виде даты, до которой желательно обработать плёнку. Дату окончания срока годности плёнки можно найти после слов "обработать до" ("process before"). Без сомнения, характеристики плёнки изменяются не скачкообразно, поэтому даже просроченная плёнка иногда бывает вполне пригодна к использованию - нужно только протестировать её, определив реальную светочувствительность и отсутствие отклонений цветопередачи.

Многие плёнки (особенно профессиональные) сохраняют свои характеристики в течение срока, указанного на упаковке, лишь при условии соответствующего режима хранения. Для большого числа профессиональных плёнок обязательно хранение при пониженной температуре. На упаковке таких плёнок обязательно имеется либо надпись "хранить при температуре ниже 13°С", либо - рисунок термометра с отметкой максимальной температуры хранения и стрелкой, направленной вниз. Для соблюдения условий хранения большинства любительских и части профессиональных плёнок достаточно защитить их от воздействия большой температуры. Такие плёнки имеют на коробке надпись "защитить от нагрева" ("protect from heat") либо "хранить в прохладном месте" ("keep cool").

Разрешающая способность и относительная зернистость характеризуют способность плёнки давать резкое и чёткое изображение. Чем больше у плёнки показатель относительной зернистости (обозначается как О.Е.З. или RMS), тем легче на снимках обратить внимание на тот факт, что изображение состоит  из отдельных цветных точек. Увеличение этого показателя на единицу говорит о том, что плёнка вдвое зернистее. Заметность структуры изображения из-за зернистости не всегда однозначно ведёт к потере резкости, и наоборот - плёнке с плохой резкостью ничто не мешает иметь слабо заметное зерно.

Разрешающая способность плёнки характеризуется максимальным количеством линий, проведённых друг рядом с другом, при котором ещё возможно различить соседние линии. Эта характеристика зависит от контрастности как тест-объекта, так и самой плёнки. Тестирование, как правило, проводится для контрастного (1:1000) и малоконтрастного (1:6) объектов, а полученные результаты указываются через дробь.

Обе эти характеристики в достаточной мере условны и субъективны, тем более что оба этих параметра вычисляются в результате визуального изучения образцов плёнки под микроскопом. По разрешающей способности и относительной зернистости можно делать выводы разве что при сравнении однотипных плёнок одного производителя - например любительских 100-ки, 200-ки, 400-ки и 800-ки. Поэтому мы не рекомендуем выбирать самую лучшую плёнку, используя в качестве критерия эти два параметра.

Agfa

Agfa Vista 100

Agfa Vista 200

Agfa Vista 400

Agfa Vista 800

Новейшая разработка в области любительских плёнок - серия Agfa Vista только начала поступать на рынок. Она вобрала самые последние достижения в области физики, химии и компьютерного расчёта. Применение SXM-кристаллов (Surfase Extended Multistructured Crystals) позволило в очередной раз поднять планку качественных характеристик. Плёнки Agfa Vista стали не только резче и мелкозернистей предшественников, но и чувствительней - кроме традиционного набора плёнок чувствительностью ISO 100, 200 и 400 в серии Agfa Vista появилась и плёнка Agfa Vista 800. Кроме того, цветопередача плёнок Agfa Vista теперь стала ближе к особенностям зрения человека благодаря использованию при их разработке технологии, названной "Eye Vision Technology". Это позволило не только сделать более естественной цветопередачу в тех случаях, когда глаз и плёнка видят цвет по-разному, но и избежать сильной зелёной окраски изображения при съёмке в свете люминисцентных ламп.

Agfa HDC plus 100

Agfa HDC plus 200

Agfa HDC plus 400

Поверхностный слой плёнок Agfa HDC plus на 32 процента тоньше, чем у предшествующей серии HDC. Поэтому потери резкости из-за рассеяния света при прохождении через поверхностный слой плёнки значительно уменьшены. Благодаря технологии SEM-кристаллов (Surface Enhanced Multistructured), которая была разработана для выпуска APS-ных плёнок Agfa Futura, эмульсия Agfa HDC plus стала менее зернистой и более резкой. Плёнка обладает хорошей проработкой деталей в тенях - даже при низком контрасте технология Super IIE (Super Inter Image Effects) помогает избежать "смыливания" изображения тусклых и затенённых объектов. Благодаря оптимальной дифференциации цветов плёнки Agfa HDC plus способны разделять на снимках даже сходные оттенки.

Agfacolor XRG 100

Agfacolor XRG 200

Agfacolor XRG 400

Выпуск плёнок Agfacolor XRG, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом, возобновлен для тех приверженцев марки Agfa, для которых соотношение "цена/качество" - не пустой звук.

Agfacolor Optima II prestige

Негативная плёнка для профессионалов Agfacolor Optima II prestige выпускается чувствительностью ISO 100, 200 и 400. В отличие от плёнок Agfacolor Optima новая линейка плёнок имеет лучшее сочетание зернистости, резкости, стабильную цветопередачу и высокую насыщенность цветов при их детальном тональном разделении. При съёмке в интервале выдержек от 1/2 до 1/10000 секунды не требуется корректировка экспозиции. Плёнки Agfacolor Optima II prestige обладают высокой точностью воспроизведения цвета и отличной резкостью при правильном экспонировании.

Agfacolor Optima II prestige 100

Плёнка, дающая точную сбалансированную цветопередачу как в светах, так и в тенях. Хороша для съёмки пейзажей, натюрмортов, жанровых  сцен и других применений, для которых важна реалистичная передача цвета. Нормальные параметры контрастности и насыщенности цветов, очень мелкое зерно и высокая резкость делают эту плёнку незаменимой в тех случаях, когда требуется большое увеличение. Не требуется компенсации при работе с выдержками от 1/2с до 1/10000с.

Выпускается в форматах 135/24, 135/36, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 140/50

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

Agfacolor Optima II prestige 200

Универсальная плёнка средней чувствительности. Вдвое большая в сравнении с плёнкой Agfacolor Optima II prestige 100 светочувствительность даёт фотографу большую свободу действий без проигрыша в качестве изображения.

Выпускается в форматах 135/24, 135/36, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 130/50

Зернистость (О.Е.З.) - 4.5

Agfacolor Optima II prestige 400

Профессиональная плёнка для съёмки в неблагоприятных световых условиях, также применяется для съёмки быстро движущихся объектов.

Выпускается в форматах 135/24, 135/36, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 130/50

Зернистость (О.Е.З.) - 4.5

Agfacolor Portrait XPS 160 professional

Специально для портретной съёмки предназначена плёнка Agfacolor Portrait XPS 160 professional. Приглушенная цветовая насыщенность, сниженный контраст и высокая верность передачи оттенков кожи делают её незаменимой для свадебной и  студийной портретной съёмки, а также для сюжетов, характеризующихся излишне высокой насыщенностью цветов и сильным контрастом.

 Выпускается в форматах 135/24, 135/36, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 140/50

Зернистость (О.Е.З.) - 4.3

Agfacolor Ultra 50 professional

Плёнка позволяет получить насыщенные краски даже при неярком рассеянном свете благодаря очень высокой цветовой насыщенности. Плёнка идеально подходит для композиций, в  основе которых лежит именно цветовые эффекты - натюрморты, интерьеры, макросъёмка, body-art. По мнению производителя эта плёнка имеет самый высокий уровень цветовой насыщенности в сравнении с любой другой плёнкой.

Выпускается в форматах 135/24, 135/36, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 150/60

Зернистость (О.Е.З.) - 3.5

FujifilmFujicolor new Superia 100

Fujicolor new Superia 200

Fujicolor new Superia 400

Для выпуска любительских плёнок серии Fujicolor new Superia компанией Fujifilm разработана технология New Reala, которая заключается во введении в конструкцию плёнки дополнительного полуслоя, чувствительного к голубому свету. Благодаря этому нововведению плёнки Fujicolor new Superia не только гораздо точнее воспроизводят на отпечатках оттенки цветов, но и имеют значительно лучшую цветопередачу как при свете люминисцентных ламп, так и при смешанном свете. Фирменной технологии Fuji Sigma Crystal плёнки Fujicolor new Superia обязаны чрезвычайно низким уровнем зернистости и отличной резкости. В настоящее время в России плёнки Fujicolor new Superia продаются под названием "Фуджиколор Superia 4th Color Layer".

Фуджиколор 100

Фуджиколор 200

Недорогие плёнки, поступающие на рынок стран СНГ под названием "Фуджиколор", обладают отличным соотношением цены и качества. Плёнки Фуджиколор предназначены в первую очередь для фотолюбителей, которые не имеют возможности покупать плёнки последних разработок, но хотят снимать на достаточно качественной плёнке.

Fujicolor NPS 160 professional

Плёнка предназначена в основном для портретной и свадебной съёмки. Однако, благодаря отличной цветопередаче, великолепной резкости и проработке деталей, многие профессионалы используют её в качестве плёнки широкого применения. Плёнка Fujicolor NPS 160 professional предназначена для экспонирования при дневном свете с выдерками короче 1/8 секунды, или при свете электронных ламп-вспышек.

Выпускается в форматах 135/36, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 125/63

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

Fujicolor NPL 160 professional

Для студийной портретной съёмки и репродуцирования с применением ламп накаливания предназначена Fujicolor NPL 160 professional. Она сбалансирована для съёмки с длительными выдержками (1/30с - 2с) при свете галогенных ламп с цветовой температурой 3200K. Отличительными чертами этой плёнки служат мягкая естественная передача тонов кожи и великолепная проработка деталей.

Выпускается в формате 120

Разрешающая способность (линий/мм) - 125/63

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

Fujicolor NPH 400 professional

Fujicolor NPH 400 professional - мелкозернистая плёнка высокой чувствительности для дневного освещения. Благодаря большой светочувствительности, плёнка Fujicolor NPH 400 professional даёт фотографу гораздо больше свободы в выборе условий съёмки, позволяя даже при не слишком благоприятном освещении использовать короткие выдержки при съёмке движущихся объектов и применении длиннофокусной оптики. Основное предназначение этой плёнки - это портретная фотография, однако благодаря тому, что естественная передача цвета человеческой кожи достигнута без ущерба для цветопередачи остального диапазона, плёнку Fujicolor NPH 400 professional можно смело использовать и для других коммерческих применений.

Выпускается в формате 135, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 100/50

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

Fujicolor NHG II 800 professional

Для фотографов-профессионалов, использующих среднеформатную (60мм) аппаратуру в портретной и свадебной съёмке при неблагоприятных условиях освещения, специально выпускается плёнка Fujicolor NHG II 800 professional. Показатели контраста и насыщенности цветов подобраны таким образом, чтобы достичь оптимальных контрастности и насыщенности изображения при любых условиях освещения.

Выпускается в форматах 120 и 220.

Разрешающая способность (линий/мм) - 100/50

Зернистость (О.Е.З.) - 5.0

Fujicolor Reala Superia

Fujicolor Reala Superia - плёнка, занимающая  промежуточное положение между любительскими и профессиональными плёнками Fujicolor. Благодаря четырёхслойной технологии, унаследованной от плёнки Fujicolor Reala, она имеет точную цветопередачу без видимых искажений, хорошо разделяя даже тончайшие цветовые оттенки. Fujicolor Reala Superia - одна из самых резких плёнок. Повышенная (в сравнении с Fujicolor Reala) контрастность позволяет использовать эту плёнку в качестве плёнки универсального назначения как профессионалами, так и любителями, предъявляющими к качеству фотографий требования "выше среднего".

Выпускается только в формате 135

Разрешающая способность (линий/мм) - 125/63

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

Fujicolor Reala

Плёнка Fujicolor Reala специально предназначена для портретной съёмки. Мягкие, чистые, нежные цветовые оттенки и переходы, нейтральный баланс в светах и тенях сделали эту плёнку одной из самых любимых и используемых фотографами, которые специализируются на портретной съёмке.

Выпускается в форматах 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 125/63

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

Fujicolor Press 400

Fujicolor Press 800

Плёнки Fujicolor Press чувствительностью ISO 400 и 800 разработаны специально для использования в фотожурналистике. Сочетание высокой чувствительности, отличной резкости, хорошей насыщенности цветов, большой фотографической широты и естественной цветопоредачи даже в условиях смешанного освещения

Выпускаются только в формате 135-36

Kodak

Kodak Gold 100

Kodak Gold 200

Kodak Gold 400 Ultra

Kodak Gold 800 Zoom

Серия Kodak Gold - классические любительские плёнки, одни из самых распостранённых благодаря не только отличной рекламе, но и сочетанию стабильного качества с неприхотливостью к условиям хранения и экспонирования. Несмотря на название, не изменявшееся уже достаточное время, эмульсия плёнок Kodak Gold постоянно совершенствуется. Нынешние плёнки Kodak Gold чувствительностью ISO 100, 200 и 400 - это уже 6-е поколение этих эмульсий, а 800-ка - представлена 2-й модификацией. Благодаря  насыщенным цветам и высокому контрасту, присущим плёнкам Kodak Gold, фотографии получаются яркими даже при пользовании недорогими "мыльницами".

Кодак Колор Плюс 100

Кодак Колор Плюс 200

Появление специально выпущенных для рынка СНГ плёнок Кодак Колор Плюс положило конец многолетней монополии Konica в секторе недорогих любительских плёнок, а приверженцы "кодаковского" взгляда на мир получили возможность значительно снизить затраты на покупку плёнки.

Kodak Royal Gold 100

Kodak Royal Gold 200

Kodak Royal Gold 400

Kodak Royal Gold 1000

Плёнки серии Kodak Royal Gold входят в состав отборных плёнок Kodak - "Kodak Select Series". Они предназначены прежде всего для серьёзных фотолюбителей, чьи требования к параметрам и свойствам плёнки ближе к профессиональным. При создании плёнок Kodak Royal Gold использованы передовые технологии, по которым сделаны плёнки Kodak Advantix для системы APS. Как и большинство плёнок "Kodak Select Series", плёнки Kodak Royal Gold поставляются на российский рынок нерегулярно и не в полной гамме.

Kodak Profoto 100

Kodak Profoto 400

Съёмки, для которых не столь нужны выдающиеся характеристики дорогих профессиональных плёнок, зато важен такой параметр как цена, встречаются в практике профессионалов нередко. В этом случае стоит обратить внимание на Kodak Profoto 100 и Kodak Profoto 400 - недорогие плёнки для профессионалов. Эти плёнки, благодаря меньшей контрастности даваемого изображения отлично подходят для применения в портретной и коммерческой съёмке. Меньшая, чем у аналогичных по чувствительности любительских плёнок Kodak Gold, стоимость плёнок Kodak Profoto 100 и Kodak Profoto 400 делает их весьма популярными не только у профессионалов, занимающихся бытовой съёмкой, но и среди любителей, пользующихся высококлассной фотоаппаратурой.

Kodak professional Supra 100

Плёнка Kodak professional Supra 100 обладает высокой резкостью и низкой зернистостью, высокой контрастностью и нормальной насыщенностью цветов. Она является отличным выбором при съёмке пейзажей, товаров, жанровых сцен и медицинских объектов.

Kodak professional Supra 400

Плёнка Kodak professional Supra 400 предназначена для съёмки динамичных сюжетов и в условиях непредсказуемого освещения. Новое покрытие эмульсионного слоя делает  её более устойчивой к механичемским повреждениям. Эта плёнка, обладая достаточно низким для 400-ых плёнок уровнем зернистости и хорошей резкостью, имеет и другие нужные для профессионала свойства - она допускает форсированную обработку (push-process) для повышения чувствительности без изменения других основных характеристик, а также - легко  сканируется.

Kodak professional Supra 800

Плёнка Kodak professional Supra 800 специально предназначена для использования в фотожурналистике. Высокая резкость и насыщенность цветов даже при печати с недоэкспонированных  негативов, возможность поднятия светочувствительности до 4 раз (при push-процессе) при минимальном отрицательном воздействии на зернистость, контраст и проработку деталей в тенях делают её отличным выбором для спортивной и репортажной  съёмки.

Kodak professional Portra 160 NC

Kodak professional Portra 160 VC

Kodak professional Portra 400 NC

Kodak professional Portra 400 VC

Семейство плёнок Kodak professional Portra предназначено в первую очередь для целей портретной фотографии. От плёнок семейства Kodak professional Supra их отличает более низкий уровень контраста, а также - особый баланс цветов, позволяющий наиболее точно передать цвет кожи человека. Другим замечательным достоинством этих пленок применительно к лабораторной обработке является то, что все эти пленки можно печатать в одном и том же негативном канале. Первыми из семейства Kodak Portra был выпущен набор плёнок чувствительностью ISO 160 и ISO 400 с нейтральной (NC) и насыщенной (VC) цветопередачей. Отличная резкость, способность к печати с большим увеличением, а также возможность выбрать из этой четвёрки плёнку с подходящими характеристиками чувствительности и насыщенности цветов делают плёнки Kodak professional Portra оптимальным выбором для съёмки сюжетов портретной и свадебной тематики.

Kodak professional Portra 800

Для портретной съёмки при освещении, недостаточном для нормального экспонирования большинства портретных плёнок, в серии плёнок Kodak Portra специально выпущена Kodak professional Portra 800. Она обладает всеми отличительными особенностями плёнок серии Kodak professional Portra при очень высокой чувствительности.

Kodak professional Portra 100 T

Профессионалам, которые предпочитают для съёмки портрета использовать не импульсный свет, а лампы накаливания, прийдётся по вкусу плёнка Kodak professional Portra 100T, сбалансированная для света с цветовой температурой 3200К.

Konica

Konica Centuria 100

Konica Centuria 200

Konica Centuria 400

Konica Centuria 800

Серия плёнок Konica Centuria, в сравнении с предыдущим поколением (Konica color VX), обладает улучшенной цветопередачей при съёмке в условиях смешанного и люминисцентного освещения, а также меньшей зернистостью. Использованные при разработке Konica Centuria новейшие технологии уменьшения зернистости Centuria Crystal и сверхстойкие красители Centuria Coupler позволили не только улучшить большинство характеристик плёнок чувствительностью ISO 100, 200 и 400, но и создать плёнку с чувствительностью ISO 800. Кроме этого, применение компьютерного подбора и расчета характеристик сделало возможным использование одного общего негативного канала для печати всех плёнок Konica Centuria.

Konica Color VX 100

Konica Color VX 200

Konica Color VX 400

Плёнки Konica Color VX, несмотря на выпуск более новой серии Konica Centuria, продолжают выпускаться и пользоваться устойчивым спросом не только благодаря невысокой цене, но и своеобразной цветопередаче - мягким нежным цветам и нейтральному балансу.

Konica Baby Film

По сведениям производителя, Konica Baby Film - единственная любительская плёнка, специально сбалансированная для правильной передачи цвета детской. Чувствительность ISO 200. Выпускается только в  формате 135-24.

Konica color Impresa 100

Konica color Impresa 200

При создании ориентированных для портретной съёмки плёнки Konica color Impresa 100 и 200 большое внимание было уделено передаче оттенков кожи. В то же время традиционные для плёнок Konica особенности - мягкие тональные переходы и нейтральная цветопередача без излишней насыщенности в полной мере присущи и плёнкам Konica color Impresa. Поэтому плёнки Konica color Impresa 100 и 200 вполне пригодны и для использования в качестве универсальных профессиональных плёнок.

Konica color Professional 160

Плёнка Konica color Professional 160 предназначена для студийной портретной и свадебной съёмки и имеет умеренные показатели контрастности и насыщенности цветов.

Выпускается в формате 135, 120 и 220

Разрешающая способность (линий/мм) - 125/63

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

Konica color Impresa 50

Цветовая насыщенность плёнки Konica color Impresa 50 характеризуется как очень высокая. Применение этой плёнки позволяет получить отличные результаты в ландшафтной, рекламной съёмке и других применениях, требующих максимальной насыщенности цвета при тонком разделении оттенков.

Выпускается в формате 135 и 120

Разрешающая способность (линий/мм) - 160/63

Зернистость (О.Е.З.) - 4.0

P.S.

Читая наш обзор, можно подумать, что кроме плёнок Agfa, Fuji, Kodak и Konica больше никаких плёнок нет. Однако, даже бегло осмотрев витрины магазинов, можно заметить, что разных плёнок гораздо больше, причём цены на большую часть продукции с малоизвестными названиями - ниже, чем на плёнки Agfa, Fuji, Kodak и Konica. Почему же мы ограничили своё внимание лишь плёнками этих четырёх производителей? Этому есть достаточно причин.

На самом деле большая часть всего разнообразия плёнок - это плёнки, выпускаемые теми же известными производителями (Agfa, Fuji и Konica). Понятно, что под "чужими названиями в продажу выпускаются плёнки устаревшие - ведь плёнки последних разработок гораздо выгоднее продавать под настоящим именем. Ещё часть плёнок выпускаются под разными названиями на заводе в Италии концерном Imation, а также другими независимыми производителями - например китайской Luckycolor. Одно время даже московский институт НИИХимФотоПроект занимался выпуском своей цветной негативной плёнки. Происхождение оставшейся части плёнок однозначно определить не представляется возможности. Хотя, в общем-то - не сильно это и нужно. Ведь с любительской цветной негативной плёнки, пусть даже качество её более чем замечательное, ещё надо печатать фотографии. А для качественной печати в минилабе необходимо, чтобы под каждую конкретную плёнку принтер минилаборатории имел соответствующие настройки - так называемый "негативный канал" (об этом более подробно рассказано в выпуске каталога "Фототехника и Видеокамеры" № 11/99). Понятно, что вероятность наличия качественно настроенного негативного канала прямо пропорциональна распостранённости плёнки. То есть, говоря проще, качество фотографий, отпечатанных с достаточно распостранённой плёнки Kodak Gold 200, наверняка будет ощутимо выше, чем при использовании плёнки, которую оператор минилаба первый раз в жизни видит.

Бывают, конечно, случаи, когда покупая плёнку под "неродными" названиями, можно сэкономить деньги и не теряя в качестве. Например, выпускавшиеся в своё время плёнки Polaroid HD4 были тождественны плёнкам Konica VX (вплоть до DX-кода) при более низкой цене. Но такие случаи - скорее исключение, чем правило.

О распостранённости плёнки (и, соответственно - о целесообразности её покупки) можно судить ещё по одному параметру - наличию этой плёнки в продаже в лаборатории. Как правило, продавать плёнку, при печати фотографий с которой возникают проблемы, трезво мыслящий хозяин лаборатории не станет.

Несколько слов хотелось бы сказать и об особенностях цветопередачи материалов разных производителей. Автору неоднократно доводилось слышать мнения о том, что, например, фотографии, напечатанные с плёнок Fuji, обязательно будут отличаться явно холодной цветопередачей, а фотографии с плёнок Kodak легко узнать по заметному "уезду" общего тона отпечатка в красно-жёлтую область. Подобных вариантов рассказывается достаточно много - один невероятнее другого. Однако, если подумать, в таких рассуждениях можно найти явный пробел. Плёнка-то - негативная! А значит - при печати любое значительное отличие цветопередачи от желаемой можно можно скорректировать. Поэтому ответственность за появление, например, излишней желтизны на отпечатках, сделанных с кодаковской плёнки, перекладывать на ни в чём не виноватого производителя не стоит. Хотя, без сомнения, особенности цветопередачи у разных плёнок существуют. Но заключаются они отнюдь не в грубых искажениях цветопередачи, а в тонких нюансах цветовоспроизведения, которые зачастую проще описать эпитетами, охарактеризовав изображение как "чистое", "прозрачное", "нежное" или "радостное". При этом изображение с явно заметным жёлтым или зелёным оттенком гораздо проще назвать "желтоватым" или "зеленоватым", чем напрягать фантазию, придумывая эпитет. Точно так же есть особенности цветопередачи и у бумаг разных производителей. И, понятно, что уважающий себя производитель будет оптимизировать характеристики плёнок с учётом того, что для проявления будет использоваться "своя" химия, а для печати - "своя" бумага. Поэтому, на наш взгляд, "поиски правды" стоит начинать с изучения рекомендаций производителя, используя плёнку в соответствии с её назначением, проявляя её в "родной" химии и печатая фотографии на рекомендованном производителем типе бумаги. Тогда плёнка и покажет всё, на что она способна. К сожалению, столь широкие возможности выбора материалов и процессов не всегда доступны даже профессионалу, не говоря уже о любителях. Поэтому рекомендовать принципиально отказываться от "смешанных" вариантов, обрабатывая плёнку только в "своей" химии и печатая только на "своей" бумаге, мы не вправе. Достаточно большое количество таких сочетаний не приводят к заметным даже на профессиональном уровне искажениям цвета. Во всяком случае, уровень искажений из-за неполной совместимости характеристик плёнки, химии и бумаги ощутимо меньше погрешностей, возникающих при печати в минилабе.

Вернуться в раздел Статьи
Статья опубликована с разрешения photoline.ru

 
© Сергей Золотарев
Хостинг от uCoz