Глобальная цветокоррекция и цветовые модели
Глобальная цветокоррекция
После того, как градационные установки сделаны, можно приступать к цветовой коррекции. Часто бывает, что если на изображении заметен какой-либо цветовой сдвиг, то он, скорее всего, имеет глобальный характер. Исправляя его с помощью кривых для определенного объекта (например, неба или травы) мы одновременно исправляем цветопередачу во всем изображении.
Хорошо, если на картинке присутствует заведомо нейтральный цвет (например белые или серые стены, асфальт, почерневшие от времени доски). В этом случае удобно воспользоваться нейтрализующей пипеткой. Она изменяет градационные кривые отдельных каналов так, чтобы значения RGB в указанной точке стали равными, а цвет нейтральным. Лучше если яркость этой точки будет ближе к полутону, тогда меньше вероятность искажения цвета в других тоновых диапазонах из за сильного искривления градационных характеристик. Действие этого инструмента надо проверять не только визуально, но и с помощью пипетки в значимых цветовых областях (небо, трава, памятные цвета). Есть также опасность принять за нейтральный объект тот, который им в действительности не является. Это часто связано с условиями освещения объекта.
При рассветном или закатном освещении все предметы могут существенно изменять свой цвет, например, в сторону желтого или красного. Это надо учитывать и стараться сохранить особенности освещения, в противном случае Вы рискуете пойти по ложному пути исправления нормальной картинки и получения искусственного неправдоподобного сюжета.
Если нейтральных областей нет, то второй подсказкой могут стать памятные цвета. Это процентные соотношения в CMYK для характерных объектов: цвет кожи человека, зелень травы и деревьев, голубизна неба и нейтральность облаков и т.д. Сложность заключается в том, что не все программы сканирования позволяют показывать цвет в модели CMYK, хотя уже давно разработаны цветовые профили ICC и их можно экспортировать из многих программ (например PhotoShop).
По моему мнению, человек легче запоминает не числовые значения, а графические образы (например положения движков в палитре Color), но к сожалению я не видел программ сканирования, где бы цвет отображался не цифрами, а подобно движкам в PhotoShope.
Выход в этой ситуации может быть предложен простым: выпишите основные соотношения памятных цветов для различных моделей в PhotoShopе и прикрепите рядом с вашим рабочим местом. Через неделю использования подобной шпаргалки она вам больше не понадобится, вы станете намного свободней ориентироваться в различных цветовых моделях. При работе с памятными цветами также сохраняется опасность ошибки в глобальной цветокоррекции по отдельному памятному цвету. Часто приходится наблюдать как в угоду идеальному цвету лица весь сюжет сдвигается в желто-красную область.
Секрет грамотной цветокоррекции заключается в увеличении контраста отдельных цветов и их "растаскивании" на периферию цветового круга.
Это доступно только развитым профессиональным программа сканирования и о них в рамках этой статьи мы говорить не будем.
Цветовой круг - удобный способ представления взаимодействия основных цветовых моделей RGB и CMYK.
Цветовые модели
Цветное изображение может быть закодировано с помощью 3-х основных моделей: RGB, CMYK и Lab. Цветокоррекция в различных цветовых моделях имеет свои специфические особенности, поэтому сначала немного теории. Она поможет понять эту специфику.
RGB
Для большинства сканеров родной является трехканальная яркостная модель RGB. Она является логичным продолжением способа оцифровки изображения сканером. Три линейки чувствительных элементов с помощью красного, синего и зеленого фильтров воспринимают свою часть спектра падающего на них света и преобразуют его в электрический ток. С помощью аналого-цифровых преобразователей электрический сигнал квантуется и в виде двоичных цифр записывается в файл на диск компьютера. Эта же цветовая модель используется в электронно-лучевых трубках мониторов. В этой модели цвет складывается из яркостей 3-х его составляющих: красной - Red, зеленой - Green и синей - Blue, поэтому эта модель называется аддитивной.
К достоинствам этой модели можно отнести:
- ее "генетическое" родство с аппаратурой (сканером и монитором),
- широкий цветовой охват (возможность отображать многообразие цветов, близкое к возможностям человеческого зрения),
- доступность многих процедур обработки изображения (фильтров) в программах растровой графики,
- небольшой (по сравнению с моделью CMYK) объем, занимаемый изображением в оперативной памяти компьютера и на диске.
К недостаткам этой модели можно отнести:
- коррелированность цветовых каналов (при увеличении яркости одного канала другие уменьшают ее),
- возможность ошибки представления цветов на экране монитора по отношению к цветам, получаемым в результате цветоделения (перевода в модель CMYK).
CMYK
К сожалению, нельзя создать красок, аналогичных RGB для печати. Все дело в том, что эти цвета работают только "на просвет", т.е. через пленку-фильтр или люминофор монитора. Цвета как бы вырезаются соответствующими фильтрами из сплошного спектра. В печати все происходит с точностью до наоборот, т. е. бумага поглощает весь спектр за исключением того цвета, в который она покрашена.
Но создать краски, являющиеся абсолютно точно "противоположными" (дополнительными) к цветам RGB не удается, поэтому приходится вводить четвертую дополнительную краску - черную. Ее задача - усилить поглощение света в темных областях, сделать их максимально черными, т.е. увеличить тоновый диапазон печати. Неидеальная "противоположность" красок приводит к тому, что для получения серых нейтральных оттенков необходимо накладывать триадные краски не в равных пропорциях, как в случае RGB, а с избытком голубого. Обычно его (Cyan) требуется на 15-20% больше, чем пурпурной (Magenta) и желтой (Yellow). Это наглядно видно в графике настройки печатных красок Ink SetUp в PhotoShop.
Триадная полутоновая печать осуществляется с помощью технологии растрирования - когда оттенки цвета получаются за счет изменения площади растровых элементов (амплитудное) или их частоты на единицу площади (частотное) растрирование.
CMYK модель является субтрактивной, т. е. чем больше накладывается краски, тем темнее получается цвет.
Достоинством этой модели является:
- независимость каналов (изменение процента любого из цветов не влияет на остальные),
- это родная модель для триадной печати, только ее понимают растровые процессоры - RIPы выводных устройств (неделенные RGB изображения на пленках могут выйти серыми и только на черной фотоформе).
Недостатками этой модели являются:
- узкий цветовой охват, обусловлен несовершенством пигментов и отражающими свойствами бумаги;
- не совсем точное отображение цветов CMYK на мониторе;
- многие фильтры растровых программ в этой модели не работают;
- на 30% требуется больший объем памяти по сравнению с моделью RGB.
Lab
Эта модель наиболее точно описывает параметры цвета, так как обладает самым широким охватом. Ее часто используют в качестве внутренней модели многих программных продуктов и с ее помощью в них осуществляется пересчет из одной модели цвета в другую.
Достоинством данной модели является то, что в ней информация о цвете и яркости разделены и являются независимыми. Это дает возможность изменять тоновые градационные характеристики изображения, не затрагивая цветовые. Использование фильтров в канале Lightness не искажает цветовую информацию.
Недостатком можно считать высокую концентрацию цветовой информации в середине осей a и b. Это затрудняет тонкую коррекцию цвета с помощью градационных кривых.
Продолжение...
Статья опубликована с разрешения Константина Бочкова www.scanclub.narod.ru